Комплексная наладка АСУ ТП тоннеля
Главной проблемой Красной Поляны долгие годы была транспортная. И вот около 100 лет назад дорога была проложена. Самым сложным оказался скальный участок протяженностью 4 км. В этом месте узкая дорога, изобилующая небольшими тоннелями и арками, проходит серпантином над ущельем, на дне которого бурлит река Мзымта. Из-за ограниченной ширины дороги движение по ней возможно только в одном направлении. Для предотвращения аварий был установлен режим реверсного движения, и еще совсем недавно, чтобы добраться из Адлера до Красной поляны, перед скальным участком можно было прождать пол часа, пока не поднимется шлагбаум, и движение не будет открыто в нужную вам сторону. Скальный участок является небезопасным из-за частых камнепадов.
В начале 90-х гг. было принято решение сделать новую дорогу, с двусторонним движением, безопасную, а для этого необходимо было в скале пробить тоннель.
К 2004 г. был пробит тоннель длинной 2,5 км для обеспечения безопасного движения на участке 32-35 км автомобильной дороги Адлер — Красная Поляна. Прежде дорога проходила по ущелью вдоль реки Мзымта; движение по дороге было односторонним, опасным из-за периодических горных обвалов.
Построенный тоннель было необходимо оснастить системой телеуправления; при этом основным условием заказчика было использование контроллеров Momentum (Schneider Electric).
Для решения задачи по комплексной наладке АСУ ТП необходимо было установить следующие системы:
Перед началом реализации проекта, нашей компании было предложено применять порядка десяти типов различных контроллеров Schneider Electric.
Однако такое предложение требовало бы для дальнейшей работы тоннеля (после наладки АСУ ТП) большого парка запасных частей. Дабы сократить номенклатуру оборудования, мы выбрали два типа контроллеров: один на 8 аналоговых измерений и второй — на 16 дискретных входов и 16 дискретных выходов.
Ряд контроллеров необходимо было перепрограммировать под решение конкретных задач. Например, струйные вентиляторы могут работать в двух направлениях. При этом сразу после выключения вентилятора нельзя включать его в обратном направлении; необходимо, чтобы в течение нескольких минут он успел остановиться, иначе вследствие больших токов пуска вентилятор может выйти из строя. В результате перепрограммирования, контроллер позволяет защищать вентилятор: если вентилятор работает в одном направлении, а диспетчер переключает его на противоположное, команда будет принята, контроллер ее «запомнит»; однако программа «заставит» после выключения выждать нужное время (3 минуты) для полной остановки вентилятора и только тогда включит его в обратном направлении.
Для удобства работы диспетчера используется Scada-продукт фирмы Wonderware — пакет InTouch. В тоннеле проложено оптоволоконное кольцо, и на его базе функционирует локальная сеть. Она включает не только контроллеры, но и несколько промышленных компьютеров. Два из них используются для контроля и управления работой системы АСУ ТП тоннеля. Есть возможность подключить дополнительно портативный компьютер (ноутбук), а в штольнях можно подключиться к сети через оптоволоконный преобразователь. С помощью любого из компьютеров можно следить за процессом функционирования упомянутых систем, управлять им; контролировать, в каком состоянии находятся вентиляторы, система освещения, шлагбаумы и все прочее оборудование.
Весь комплекс систем, обеспечивающих работу тоннеля, нормально функционирует. Предусмотрена работа всего комплекса без диспетчера; изначально система проектировалась таким образом, чтобы диспетчер лишь иногда наблюдал за процессом. Большую часть времени вся система работает в автоматическом режиме.