Ситуация
КАО «Азот» - завод в г. Кемерово, входит в число крупнейших производителей азотных удобрений в России. На предприятии установлена система коммерческого учёта электроэнергии для ОРЭМ, но нет поцехового учёта электропотребления. У Службы главного энергетика нет мгновенных балансов по электропотреблению, нет детализированной картины по каждому цеху и нет возможности оперативно реагировать на аварии.
Задача
Главному энергетику было важно повысить оперативность обработки текущей информации по потреблению электроэнергии по цехам с целью сокращения аварийности. На момент начала внедрения мониторинг выполнялся раз в неделю ручным способом.
Систему нужно внедрить незамедлительно, поскольку задача экономии электроэнергии критична для завода: ежедневное электропотребление – 2 млн кВт/час общей стоимостью 5 млн руб. Необходимо снижение себестоимости продукции, в которой не меньше 40% занимает электроэнергия. Заводу нужен инструмент, чтобы посчитать максимально точно расход электроэнергии и, таким образом понять, какие цеха можно перевести на ночной режим, когда электроэнергия дешёвая или почти бесплатная. Кроме того, необходим инструмент для более скорого определения места аварии: обычно для установления причин нужен 1 час, а если сложная авария – то не менее 2,5 часов.
Решение
Компания ЭНПРО предложила комплексное решение «технический учёт электроэнергии и система диспетчеризации» «под ключ», на базе программного комплекса SEDMAX и цифровых измерителей SATEC. Основное преимущество предложенных технологий в том, что цифровые измерители SATEC в рамках одного устройства выполняют как функции учёта, так и функции диспетчеризации.
Программный комплекс SEDMAX оцифровал и объединил весь парк оборудования цеха в единую структуру. Информация о потреблении электроэнергии предприятием автоматически и оперативно выводится в понятном и структурированном виде на экран любого ПК. Количество пользователей, которым нужны и доступны эти сведения, не ограничено.
Структурная схема
Результат
Работа диспетчера стала более комфортной: регулирование системы энергоснабжения идёт чётко и без сбоев, функционирование каждой единицы оборудования отображается на 9-метровом экране. Необходимость в регулярных сборе и передаче показаний счётчиков, также отпала. Диспетчеры получают наглядные отчёты с оперативной информацией в режиме реального времени.
Система внедрена несколько месяцев назад, но уже сейчас можно отметить, что время разбора аварий сократилось. Раньше разбор аварий занимал от 1 до 2,5 часов, сейчас это время сократилось до 2-х минут. Обработка текущей информации по потреблению электроэнергии по цехам происходит в режиме on-line.
Перспектива
Одним из определяющих факторов выбора платформы «SEDMAX» стала возможность её дальнейшего развития, добавления новых источников информации, оборудования или процессов. На предприятии определены перспективные направления развития системы: прорабатывается вопрос возможности учёта других энергоресурсов. Начат проект по учёту речной воды. На 2020 год запланировано приобретение регистраторов аварийных событий с их последующей установкой на главных понизительных подстанциях. Также есть идеи по контролю качества электроэнергии, мониторингу работы таких инженерных систем как вентиляция, кондиционирование, видеонаблюдение. Итоговая задача — создание комплексной общезаводской системы сбора и передачи информации.