Необходимость реформирования энергетики возникла в стране достаточно давно, еще в конце 80-х годов, когда мощности продолжительное время не обновлялись. Производственный кризис в начале 90-х немного задержал процесс роста дефицита электроэнергии в связи с остановкой большей части производства, но в конце XX столетия Россия столкнулась с ростом уровня промышленности, что потребовало строительства дополнительных мощностей и электрических сетей. Помимо этого, по технологическим показателям российская энергетика отставала от своих аналогов в развитых странах, износ основного оборудования и отсутствие инвестиций поставили под угрозу надёжность электроснабжения, существовала высокая вероятность крупных аварий. При этом отсутствовали механизмы ввода на рынок новых независимых игроков, рынок был попросту закрыт для них.
Очевидной стала необходимость проведения преобразований в электроэнергетике, которые создали бы стимулы для повышения эффективности энергокомпаний и позволили существенно увеличить объём инвестиций в отрасль.
Реформирование электроэнергетики России является одним из важнейших процессов в экономике страны. Россия не первой начала реформирование электроэнергетики; на момент написания концепции реформирования в 2000 году уже были проведены преобразования в ряде стран, таких как Великобритания, США, Финляндия, Норвегия, Швеция, Дания, Италия, Бразилия, Казахстан, Украина и многих других. Тем самым был доступен чужой опыт, позволяющий оценить сторонние модели рынка, достоинства и недостатки, построить свою структуру электроэнергетики.
Началом реформы, зарождающей свободные конкурентные отношения в электроэнергетической отрасли, по праву можно считать постановление правительства от 11 июля 2001 г. N 526 «О РЕФОРМИРОВАНИИ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» с последующей редакцией постановления Правительства РФ от 01.02.2005 № 49, где в качестве одного из итогов реформирования электроэнергетики указывается создание инфраструктуры рынков электроэнергии, включающей в себя Системного оператора, Администратора торговой системы, Федеральную и региональные сетевые компании, коммерчески эффективные, привлекательные в инвестиционном отношении организации электроэнергетики. Последующие принятые законы, такие как Федеральный закон «Об электроэнергетике», Федеральный закон «Об особенностях функционирования энергетики в переходный период…», Постановление Правительства РФ № 643 «О Правилах оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода» поддерживают намеченный курс реформирования и создают нормативно-правовую базу для регулирования рыночных отношений в отрасли.
Системы коммерческого учёта являются техническим средством, обеспечивающим информационное обеспечение модели конкурентного рынка электроэнергии. Реформирование электроэнергетики повысит эффективность, рациональное планирование режимов производства и потребления электроэнергии, энергосбережение. Создаются благоприятные условия для сторонних инвесторов, заинтересованных в строительстве и эксплуатации новых мощностей.
Понятие автоматизированной информационно-измерительной системы определил Администратор торговой системы в разработанных в 2006 году регламентах рынка — приложения к Договору о присоединении к Торговой системе оптового рынка. Утверждаются положения по созданию, аттестации и эксплуатации подобных систем, отражённых в «Положении о порядке получения статуса субъекта оптового рынка и ведения реестра субъектов оптового рынка». После оформления конкретных технических требований и особенностей производители оборудования и инжиниринговые компании осваивают новое направление деятельности — создание и модернизация автоматизированных информационно-измерительных систем коммерческого учёта электроэнергии (АИИС КУЭ) в соответствии с техническими требованиями рынка.
Компании, занимающиеся внедрением АИИС КУЭ условно можно разделить на 3 группы — производители оборудования, проектные и смешанные компании, имеющие в своём распоряжении производственную базу и проектные подразделения. Среди представленных групп на рынке услуг по созданию и модернизации АИИС безусловное лидерство получили смешанные компании. Они изначально обладали квалифицированными прибористами и программистами, имеющих опыт создания микропроцессорных устройств и программных сред приёма, обработки и хранения информации. Входящие в состав смешанных компаний проектные отделы создавали проекты, опираясь на оборудование собственного производства. Это позволяло обеспечивать взаимодействие между двумя структурами внутри компаний, повышая качество создаваемых систем и уровень поддержки пользователей, а так же снизить собственные затраты и тем самым стать более привлекательными для заказчиков.
Теперь рассмотрим основные функции и конкурентные преимущества с точки зрения создания/модернизации АИИС КУЭ двух оставшихся групп компаний — производителей оборудования и проектных компаний:
Временные интервалы этапов реформирования рынков электроэнергии (мощности) | Для производителей оборудования | Для проектных организаций |
с 01.09.2007 по 01.09.2008 | Разработка счётчиков электрической энергии, контроллеров и промышленных компьютеров, каналообразующей аппаратуры, средств синхронизации времени, программного обеспечения согласно организационно-техническим требованиям рынка. | Отсутствие привязки к оборудованию одного производителя и большой штат квалифицированных специалистов проектировщиков позволяют выполнять проекты за более короткие сроки, вследствие чего увеличивается гибкость по отношению к заказчику, создавая благоприятные условия для роста спроса на услуги компании и увеличения количества заключаемых договоров. |
с 01.09.2008 по 01.09.2010 | Совершенствование существующего оборудования и программных средств, разработка модификаций приборов на новых микропроцессорных платформах с использованием современных технологий и протоколов передачи данных, сервисная поддержка. | Уменьшение объёмов выполнения проектных работ по созданию/модернизации АИИС КУЭ. Предоставление заказчикам услуг по совершенствованию проектной документации, работа с вопросами по метрологическому обеспечению систем и пособничество в проведении торговых операций на рынке электроэнергии (мощности). Появилась необходимость в развитии концептуально новых направлений деятельности для компаний. |
Очевидно, что компаниям, занимающимся исключительно проектными работами с конца 2008 года необходимо произвести ряд внутренних преобразований для сохранения интереса к себе со стороны заказчиков. Так же необходимо определиться с дальнейшими направлениями деятельности, требующими фундаментальных знаний, сохранить привлекательность на рынке за счёт интеллектуальной деятельности в совокупности с накопленным практическим опытом. Мы узрели эту необходимость гораздо раньше и постарались опередить своих конкурентов.
Сотрудничество с ведущими институтами энергетики позволило нашим специалистам подробно изучить вопросы организации отношений на ОРЭМ и принципы торговли электроэнергией, вытекающие из организации процессов производства, передачи и потребления электроэнергии.
Взаимодействие со специалистами бизнес-направления «Энерготрейдинг» позволяет нам предоставлять консалтинговые услуги по торговым операциям в первой (зона Европы и Урала) и второй (зона Сибири) ценовых зонах оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода. Данную услугу дополняет возможность предоставить помощь заказчику в процедуре заключения регулируемых договоров (порядок подписания и регистрации изменений в договоре), свободных двусторонних договоров (порядок заключения, уведомления ОАО «АТС» и процедура подача заявок), изучении принципов ценообразования в свободном секторе ОРЭМ.
Несмотря на все наши достижения и знания в части коммерческого взаимодействия участников конкурентного оптового рынка электроэнергии (мощности) и действующих правил функционирования рынка, не стоит занижать значимость присутствия в структуре компании подразделения, занимающегося производством оборудования. Нами производятся работы по изучению особенностей производства микропроцессорных приборов и, главное, анализ недостатков в существующих устройствах. Что касается приборов учёта, то по сей день существует проблема недостаточной точности учёта в реальных условиях эксплуатации счётчиков. К тому же существующие стандарты МЭК на электронные счётчики и основанные на них новые российские стандарты устарели в своих требованиях по предельным значениям дополнительных погрешностей. Актуальным является вопрос их пересмотра в сторону уменьшения пределов дополнительных погрешностей с целью обеспечения большей достоверности данных и дальнейшего прогресса в области учёта электроэнергии. Обобщая существующую проблему, связанную с метрологическим обеспечением АИИС КУЭ, можно сказать, что, несмотря на появление современных цифровых систем учёта, продолжает использоваться устаревшее метрологическое обеспечение измерительных систем.
Имеет место быть так же проблема не всегда применимого конструктивного исполнения приборов учёта. Производители оборудования зачастую не учитывают особенности размещения оборудования на предприятиях электроэнергетики.
Указанные проблемы осложняют процесс проектирования, а иногда представляют существенные организационные трудности для внедрения АИИС КУЭ. Мы решительно настроены вести дальнейшую работу с целью улучшить качество выпускаемой продукции для нужд систем коммерческого учёта.