Основные проблемы энергосбытовых компаний всегда были связаны с бытовыми потребителями, с сектором ЖКХ. В советское время, когда населением потреблялось около 8—12% от продаваемой электроэнергии, основными потребителями были промышленные предприятия. Таким образом, бытовой сектор был нерентабельным. Отношения между Энергосбытом и бытовым сектором строились по заявочному принципу: абонент сам фиксировал показания счетчика и заполнял соответствующую квитанцию. Энергосбыт проверял эти данные не чаще одного раза в год. Цены на электроэнергию для бытовых потребителей были очень низкими (4 коп./кВт×ч), поскольку государство дотировало бытовой сектор, а для промышленных потребителей цены, напротив, завышались. Ввиду дешевизны электроэнергии у бытовых потребителей не было необходимости в строгом учете выручки за электроэнергию.
В последнее время доля электроэнергии, потребляемой бытовым сектором, возросла до 12—30%, поскольку в обиходе потребителей появились мощные печки, кондиционеры, теплые полы и т. д. Промышленные предприятия, напротив, в попытке экономить электроэнергию начали внедрять энергосберегающие технологии, и их доля в проданной электроэнергии сократилась. Электроэнергия начала дорожать, а государство перестало дотировать бытовой сектор.
Такие факторы, как увеличение доли населения в потреблении электроэнергии и рост тарифов привели к тому, что энергосбытовые компании начали уделять большое внимание учету электроэнергии у потребителей.
При продаже электроэнергии населению у Энергосбыта возникает ряд проблем.
Первая проблема — отсутствие автоматизированного учета. В жилищном секторе огромное количество абонентов, и, поскольку при заявочном принципе отношений заполняют и оплачивают квитанции сами потребители, сроки реализации учета электроэнергии Энергосбытом очень размыты, к тому же в процессе не исключены механические ошибки. Так, оперативной информации о предоставленной и оплаченной электроэнергии Энергосбыт не получает, постоянно сталкиваясь с проблемой обработки очень большого информационного массива. В промышленном секторе учёт вести значительно проще, поскольку коэффициент потребления электроэнергии в сотни (а то и тысячи) раз больше количества электроэнергии, потребленной одним бытовым абонентом, и весь учет предприятия ведется по небольшому числу счетчиков.
Вторая проблема — это неплатежи населения. Чтобы выявить неплательщика, нужно сопоставить количество потребленной и оплаченной электроэнергии на каждого абонента по показаниям счетчика. В случае расхождения показателей отдельного потребителя можно сделать вывод о том, что данный абонент является неплательщиком и принять соответствующие меры.
Третья проблема — это коммерческие потери электроэнергии, т. е. хищения. Воровство электроэнергии происходит разными способами. Например, в ряде областей России инспекторы энергосбытовых компаний сталкиваются со следами на кабелях так называемых «крокодилов», вставляемых потребителями в провода на некотором расстоянии от счетчика с целью получать электроэнергию, потребление которой счетчик не зафиксирует.
Решением данных проблем является только внедрение автоматизированных систем энергоучета. В ходе поиска приемлемого пути автоматизации обозначилось несколько вариантов. Один из путей решения задачи предложила Московская энергосбытовая компания «ЦОП-энерго», которая сделала акцент на решении проблемы сложности учета. ЦОП-энерго математически рассчитал, сколько каждый отдельно взятый абонент приблизительно потребляет электроэнергии за год, и разделил получившийся показатель на 12, учитывая особенности летнего и зимнего потребления. По плану ЦОП-энерго, абонент на год вперед получает 12 заполненных квитанций, которые он оплачивает в течение года. Раз в год представитель ЦОП-энерго переписывает показания счетчиков абонентов. В случае разницы между оплаченной суммой и показателями счетчика абонент получает корректирующее извещение: в случае перепотребления энергии абонент доплачивает, в случае недопотребления оплаченные абонентом средства переходят на следующий период.
Преимущества данного пути очевидны: при наличии готовых заполненных квитанций исключена возможность ошибок, которые допускают абоненты при их заполнении; кроме того, Энергосбыт может рассчитывать на определенную сумму к оплате. Однако пути решения проблем, связанных с переписыванием показаний, хищением электроэнергии и неплатежами, ЦОП-энерго не предлагает. В идеальной ситуации абонент обязан платить по заполненным квитанциям каждый месяц, однако не стоит исключать возможности оплаты электроэнергии отдельными абонентами в конце отчетного периода, т. е. сразу за год. Предполагается, что в случае неуплаты за месяц Энергосбыт должен присылать потребителю уведомления и после третьего проигнорированного предупреждения отключать неплатящего абонента. Однако в масштабе большого города вычислить неплательщиков крайне сложно, поскольку энергосбытовые компании не имеют возможности инспектировать ежемесячно каждую квартиру. Кроме того, в самом начале работы системы заполненных квитанций было много судебных процессов: абоненты, которые проводили лето за городом, считали плату за летние месяцы нецелесообразной.
Но самым главным недостатком системы ЦОП-энерго является невозможность точного отслеживания хищения электроэнергии. Для решения данной проблемы были разработаны новые автоматизированные системы, которые подразумевают наличие канала передачи данных от счетчика абонента к Энергосбыту. Через канал регулярно считываются данные со счетчика, которые затем поступают в инспекцию.
Использование таких автоматизированных систем существенно облегчает ведение учета: Энергосбыт выставляет счет абоненту на основе показателей реально потребленной электроэнергии; частично решается проблема хищения; гарантируется отсутствие механических ошибок при заполнении квитанции. Поиск хищений в таких системах решается следующим образом: в подъезде в опломбированной щитовой, независимой от квартир жильцов, устанавливается балансный счетчик, который учитывает потребление электроэнергии во всех квартирах в пределах одного подъезда. Показания данного счетчика теоретически должны равняться сумме показаний всех счетчиков абонентов. На практике существуют технические потери, которые составляют обычно до 5%. Если разница между показаниями балансного счетчика, который снимает показания с 60—100 квартир, и суммой показаний счетчиков абонентов составляет более 5%, подтверждается факт хищения. В таком случае Энергосбыт прибегает к помощи инспектора, уполномоченного проверить, кем из жильцов используется больше зафиксированной счетчиком электроэнергии и насколько.
Автоматизированные системы также позволяют частично бороться с неплатежами. Получив уже заполненную квитанцию с реальными показаниями потребления электроэнергии, абонент гораздо быстрее готов оплатить ее, нежели когда ему приходится лично снимать показания со счетчика, заполнять соответствующую форму, следить за дневными и ночными тарифами. По статистике процент неплатежей в домах с установленной автоматизированной системой составляет порядка 10-15%, в то время как в остальных домах, где подобная система отсутствует, процент неплатежей составляет до 30-40%. Таким образом, процент неплательщиков в домах с автоматизированной системой учета значительно ниже.
Для борьбы с неплатежами был разработан дополнительно новый тип системы, включающей в себя счетчики с дистанционным отключением электроэнергии. В случае, когда абонент не платит за потребляемую электроэнергию, подаваемая в его квартиру мощность постепенно ограничивается: сначала абонент лишается возможности пользоваться мощными приборами, затем — менее мощными, и в итоге подача электроэнергии ему прекращается. Ввиду своих достоинств данная система учета электроэнергии широко используется в странах Западной Европы и в США. В России внедрение этой системы пока не нашло широкого применения, хотя энергосбытовые предприятия постепенно переходят на нее, и в перспективе прогнозируется ее повсеместное применение.
Помимо вышеназванных проблем Энергосбыта существуют еще внутренние проблемы самих систем, важнейшей из которых является канал передачи данных от счетчика в Энергосбыт. ЦОП-энерго отказался от внедрения автоматизированных систем учета электроэнергии в частности из-за отсутствия в период обсуждения возможности внедрения систем устойчивых каналов связи, гарантирующих передачу ежемесячных показаний от счетчика Энергосбыту. Стоимость информации, полученной по такому каналу, была значительно выше стоимости собираемой инспектором информации (даже один неквалифицированный обходчик может переписать показания до 2000 квартир в месяц). Автоматизированные системы активно внедрялись в новостройках, где по строящемуся дому было достаточно легко протянуть линию 485-го интерфейса и далее по GSM-каналу организовать передачу данных Энергосбыту. В старых домах реализовать это было сложно.
В последние годы появились счетчики, передающие информацию по PLC-каналу. Данные счетчики могут применяться повсеместно: и в сельской местности, и в городах, и во вторичном жилье, и в новостройках. Системы с PLC-каналом стали внедряться еще в конце 90-х годов, но в то время существовала проблема чистоты и помехозащищенности передачи данных, а главной бедой была закрытость систем, их «завязанность» на конкретного производителя оборудования. Сейчас подобного рода проблем не существует, и PLC-счетчики являются оптимальным решением для объектов ЖКХ.
Существует еще один экзотический тип систем, в которых используется канал передачи данных — «ноги абонента» (системы со смарт-картой). Данные системы не до конца удовлетворяют требованиям закона: в них используется авансовый принцип оплаты за электроэнергию, который предполагает отключение не заплатившего вовремя абонента; по закону абонент оплачивает потребленную за месяц электроэнергию, и перед отключением его необходимо предупредить. Внедрение таких систем возможно при условии подписания абонентом соответствующего договора с Энергосбытом, однако учитывая определенные неудобства систем для абонента — возможность оплачивать электроэнергию только в пунктах приема платежей, оборудованных специальными устройствами программирования смарт-карт, — заключение подобных договоров не нашло широкого применения.
Таким образом, наиболее перспективными представляются системы, обеспечивающие передачу информации о потреблении электроэнергии по PLC-каналу и способные при этом ограничивать мощность подачи электричества неплательщикам (должникам). Тем не менее, в ближайшее время переход на системы с ограничением мощности в России с точки зрения экономики нецелесообразен. В странах Западной Европы выезд специалиста из сбытовой компании и отключение неплательщика от сети стоит около 35 Евро. При таких ценах имеет смысл устанавливать систему, автоматически ограничивающую (и в конечном итоге отключающую) подачу электричества. В России подобные меры стоят порядка 50 руб., при условии, что повторное подключение также оплачивает абонент и Энергосбыт компенсирует свои потери за счет цены данной услуги. Очевидно, что в условиях российской экономики текущего периода нет необходимости внедрять системы с ограничением мощности. Однако можно прогнозировать их актуальность и широкое распространение в период, когда цены в стране будут сопоставимы с европейским уровнем цен.
В связи с тем, что процесс автоматического отключения неплательщиков достаточно сложен и дорог по сравнению с отключением по данным обходчика, необходимо предложить такой вариант учета электроэнергии в бытовом секторе, при котором возможность автоматического отключения исключается. Наиболее надежным и экономически оправданным вариантом может быть система, при которой передача информации от счетчика до домового концентратора будет осуществляться по PLC-каналу, а от концентратора до Энергосбыта — по GSM-каналу.
Системы автоматизированного учета электроэнергии прошли определенный эволюционный путь развития. Они отсутствовали во времена Советского Союза, когда доля потребления электроэнергии в ЖКХ была незначительной по сравнению с промышленными предприятиями и внедрение автоматизированных систем было экономически невыгодным. Когда доля бытовых потребителей стала возрастать, начали вводиться системы, позволяющие более точно и более просто вести учет электроэнегрии, решать проблему неплатежей. С появлением новых технологий, в частности упоминавшихся PLC-счетчиков, системы учета электроэнергии позволили решать практически все задачи полноценного учета потребления электроэнергии, в т. ч. проблему хищения.
Новые системы учета электроэнергии находят свое распространение не только в Москве и Подмосковье. По имеющимся данным такие системы в самом ближайшем будущем будут внедрены на Камчатке, на Сахалине, в Сибири, на Кавказе. Рейтинг продаж микропроцессорных электросчетчиков наглядно демонстрирует, что если в середине 90-х годов такие системы внедрялись преимущественно в Москве, то начиная с 2000 года существенно возросли продажи счетчиков в регионах — до полумиллиона счетчиков в год. А учитывая, что в России порядка 20—30 млн абонентов, автоматизированные системы учета электроэнергии в ЖКХ имеют широкие перспективы развития.