Компания ЭНПРО ввела в эксплуатацию систему диспетчеризации всего энергохозяйства Братского ЦБК
Система охватывает 1230 присоединений (ячеек), три главных понизительных подстанции, 31 распределительный пункт и диспетчерскую. С каждой ячейки ежесекундно собирается порядка 30 параметров — фазные токи, напряжение, активная и реактивная мощность, частота, коэффициент мощности, положение выкатного элемента, положение заземляющих ножей, состояние защит и т.д.
До внедрения на поиск места аварии уходило от 30 минут до нескольких часов. А в условиях непрерывного технологического процесса остановка на одном участке приводила к простою всего комбината. Потери исчислялись миллионами.
«Сейчас, с реализованной системой, диспетчер сразу на мониторе видит, что происходит, — говорит Заместитель технического директора Филиала АО «Группа «Илим» в г. Братске Виктор Борисовский. — Видит мгновенные нагрузки, напряжение. В случае возникновения отклонений или аварийного режима, видит, что и где отключилось, что произошло и что нужно, чтобы электроснабжение восстановить. Оперативный персонал выдвигается уже с конкретной задачей, скорость реагирования значительно повышается. Кроме того, сейчас мы можем снять осциллограмму, посмотреть, как развивался аварийный режим. Соответственно, можем определить, что было первично, и принять корректирующие мероприятия. Появился ещё один инструмент поиска первопричины инцидента».
Помимо контроля, в системе реализована функция телеуправления. Диспетчер не только получает оперативную информацию о неисправностях, но и до определённой степени управляет включением и выключением энергетических ячеек со своего рабочего места.
Реализуемый проект — огромный шаг к цифровизации комбината. Уже имеющиеся новые возможности, а также сбор и архивирование данных не только сокращают время простоев по энергетике уже сегодня, но и обладают большим потенциалом в будущем. Самое очевидное применение — помощь в расследовании и устранении первопричин отказов оборудования.